Методика преподавания иностранных языков

обучение иностранным языкам

В лингвистическом центре «Лексикон» используются самые современные методики преподавания иностранных языков, такие как: организация обучения иностранному языку в интерактивном режиме, методика использования учебных видеофильмов.

Современные формы и методы работы с интерактивными технологиями способствуют повышению качества подготовки слушателей лингвистического центра «Лексикон».

Использование компьютерной поддержки является средством интенсификации процесса обучения за счёт интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.

Компьютерные технологии позволяют нам задействовать визуальные, аудиальные и кинестетические каналы усвоения информации. Благодаря этому активизируется воображение учащихся, быстрее развиваются коммуникативные навыки и усвоение материала не вызывает затруднений.

В процессе преподавания мы используем зарекомендовавшие себя учебники, изданные в странах изучаемых языков. Материал в них подобран так, чтобы учащиеся могли в кратчайшие сроки развить навыки говорения и восприятия иноязычной речи на слух.

Самым любимым методом обучения на уроках в лингвистическом центре «Лексикон» являются обучающие игры. Мы используем их на любых этапах урока и для развития различных видов речевой деятельности: при введении и отработке лексических единиц и речевых моделей, во время активизации грамматического материала и для улучшения восприятия иноязычной речи на слух.

Важное место для развития коммуникативных навыков у нас занимают упражнения с раздаточным материалом, например, «Восстановление текста», «Составление рассказов по комиксам», «Угадай, кто я» и т. д.

Порой для ускорения процесса преподаватель использует приемы суггестопедии. Никакого гипноза и внушения, конечно, преподаватель не применяет, но может предложить участникам группы прожить стих или изобразить новую лексему. Чаще всего это разряжает обстановку, помогает раскрепоститься, и процесс усвоения материала упрощается.

Таким образом, педагогические возможности, задействованные в лингвистическом центре «Лексикон», намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, делают творческой совместную работу учащихся.

Благодаря этому слушатели нашего центра учатся с большим удовольствием, и результаты их обучения динамично улучшаются.

 

В лингвистическом центре «Лексикон» разработана Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живой английский» (для детей 7-10 лет). Ниже приведено содержание программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Живой английский»

(для детей 7-10 лет)

Симферополь, 2021 г. 

 

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живой английский» разработана в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российский Федерации» от 29.12.2012 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).

Данная программа направлена на интеллектуальное развитие детей через приобщение их к языковой культуре англоязычных стран, таких как Великобритания, США, Австралия, а также знакомства детей с обычаями и традициями этих стран.

Программа реализуется в учреждении дополнительного образования «Лингвистический Центр Лексикон» город Симферополь, Республика Крым.

 Актуальность программы

Актуальность  изучения возможно большего числа иностранных языков в наше время ни у кого не вызывает сомнений. Глобализация в мире и условия нового информационного пространства настоятельно диктуют современному человеку необходимость постепенного и постоянного освоения нового лингвистического материала. Кроме того, принятие Болонской декларации дало новые стимулы для пересмотра всей отечественной системы образования

Реформирование системы образования в духе болонских соглашений предусматривает повышение самостоятельности субъекта образовательного процесса, степени его участия в отборе изучаемых  наук, дифференциацию видов активности в рамках обучающего модуля.

Активность учащегося в данных условиях должна быть поддержана возможностями для расширения его интернациональных связей и продолжения образования в других учебных заведениях. Очевидно, что сам процесс межкультурного обмена, межнационального общения невозможен без достаточной языковой подготовки, без свободного владения учащимся, в будущем студентом и стажером тем или иным иностранным языком.

К сожалению, система школьного образования не располагает достаточным количеством академических часов для обеспечения расширения речевой среды ученика в должной мере – впрочем, вполне вероятно, что наша система образования и не обязана это обеспечивать. Задачей восполнения этого пробела и призвана служить сеть обучающих лингвистических центров дополнительного образования.

Во все времена  изучение иностранного языка  было не только средством межкультурного общения, но и средством приобретения новых знаний, средством трансформации уже приобретенных в школе знаний, средством утверждения личности в обществе, нахождения своего места в социуме. Расширяя пространство своего речевого общения, ученик расширяет свой кругозор, учится толерантности в коммуникации, способствует гармонизации общественных отношений, способствует расширению зоны компетенции гражданского общества, способствует укреплению правового государства.

Важно учесть и то обстоятельство, что лингвистический центр «Лексикон», давая необходимые знания и формируя определенные навыки, способствует и повышению самооценки ребенка. В будущем это помогает в выработке навыков, необходимых для карьерного роста личности – ведь сегодня знание одного или нескольких иностранных языков является значительным преимуществом при поступлении в вуз и в дальнейшем – устройстве на работу. При этом владение распространенным английским воспринимается как необходимый минимум, который должен быть дополнен знанием других – европейских и восточных языков.

Сосредоточенность на потребностях учащихся предусматривает прямую зависимость проектирования учебного содержания и методического обеспечения от возрастных и индивидуальных особенностей. Именно на этом основывается применение личностно ориентированных педагогических технологий.

Новизна программы заключается в попытке привить детям интерес к жизни сверстника за рубежом, культуре и традициям других народов и  познакомить с основами лингвострановедения. Знакомство с иной культурой, обычаями и особенностями мышления иностранца по нашему мнению остается ограниченным без способности понимать, читать и говорить с ним на одном языке.

Внедрение нашей программы происходит с использованием коммуникативной методики, в которой использования родного языка сводится к минимуму и ученику предоставляется возможность погружения в языковую среду. Отличие данной программы от других также заключается в  комплексном подходе к обучению с использованием различных методов и современных технологий: оригинальные аудио и видео материалы из стран-носителей английского языка, элементы ИЗО, оригами и театральной деятельности, подвижные игры, элементы ОФП и танцев.

 Цели, задачи и реализация программы

- удовлетворение потребностей учащихся в изучении иностранных языков;

- становление у учащихся коммуникативной компетенции на основе усвоения системы знаний социально-культурных традиций страны изучаемого языка;

- формирование необходимых речевых умений и навыков;

- становление у учащихся навыков ориентирования в межкультурной среде.

Образовательная деятельность центра защищена от вмешательства партий, гражданских и религиозных организаций.

 

Концепция образовательной деятельности центра основывается на таких принципах:

 - индивидуальный подход к каждому клиенту с целью реализации его способностей;

 - открытость учебного процесса, возможность выбора формы обучения;

 - лингвострановедческий подход к обучению иностранному языку.

 

Деятельность по обучению иностранному языку направлена на воспитание коммуникативной компетенции в четырех аспектах:

- Аудирование;   

- Говорение;       

- Чтение;

Письмо.

 

Научные исследования подтверждают целесообразность обучения детей иностранным языкам еще в дошкольном возрасте, поскольку ребенок в данном возрасте предрасположен к восприятию любых лингвистических норм. Дети легко усваивают иностранный язык благодаря доминированию у них наглядно-образных  и ассоциативных  форм мышления.

Руководствуясь этим, педагоги лингвистического центра используют такие методы в обучении дошкольников, как игра, рисование, пение. На занятиях широко используются ролевые игры, в ходе которых  усваиваются лексические единицы,  фразы, разучиваются тексты стихов и песен. Главная цель занятий – развитие устного речевого общения.   

При овладении иностранным языком  ребенок должен повторить путь освоения своего родного языка. Усилия методистов в этой связи направлены на искусственное воспроизведение языковой среды, подобной той, которая окружает ребенка при овладении им родным языком. Коммуникативная методическая концепция сводится к следующим положениям:

 

·      Из преподавания исключается родной язык, так как восприятие иностранного языка должно быть непосредственным, без обращения к переводу.

·      Значение лексических единиц раскрывается при помощи наглядных средств, или контекста толкования, а также невербальных элементов общения (жесты, мимика, ассоциативные действия и др.)

·      Новый лексико-грамматический материал вводится в устной форме, а закрепляется путем повторения с использованием аналогии.

·    Основной формой работы является диалог между преподавателем и учащимся, а также учащихся между собой. Широкое применение игр, имитирующих ситуации общения, а также комментирование действий, выполняемых учащимися, способствует приобретению языковых навыков в пределах определенного набора тем и ситуаций общения.

 

Взаимопонимание, взаимоуважение, творческое сотрудничество – необходимые условия успешной реализации методов личностно-ориентированного обучения.

Использование метода обратной связи как доминирующей формы учебного общения побуждает к диалогу, обмену впечатлениями, моделированию жизненных ситуаций. 

Специально сконструированные ситуации выбора развивают речевую активность, творческое мышление, способности к быстрой культурно-лингвистической адаптации в новых условиях.

Личностно-ориентированное обучение подразумевает эффективное комбинирование элементов различных методик.

 

Педагогический состав лингвистического центра «Јlексикон» включает специалистов высокой квалификации с большим педагогическим стажем и опытом общения с носителями языка,обученныхработепокоммуникативнойметодике.

 

Целевая аудитория

Программа рассчитана на детей, возрастом 7-10 лет, учеников начальной школы. При некотором изменении содержания данная программа может быть использована для детей младше 7 лет и старше 10.

Срок реализации программы – 1 год.

 Форма  и  режим  занятий

 

Форма  занятий – мини-группы (3-6 человек),  возможна  работа  по  подгруппам  и  индивидуально. Мини-группы  формируются  по  возрастному признаку и после предварительного устного тестирования с одним из преподавателей лингвистического центра. 

Цель тестирования – выявить наличие  языковых  навыков  у ребенка, определить уровень знания языка,  правильно  и  целесообразно  сформировать  группы.

Помимо очной формы обучения возможна также форма онлайн обучения в системе Skype в случае, если один или более детей в группу по какой-либо причине не способны посещать очные занятия в центре.

Занятия  проводятся  2 раза  в  неделю, продолжительность  каждого занятия – один час (60 минут). Каждое  занятие  сопровождается физкультминутками и перерывом, во время которого у ребенка есть возможность попить воды или воспользоваться туалетной комнатой.

 

Условия реализации программы

Для реализации программы лингвистический центр «Лексикон» предоставляет ученикам:

 - просторные классы для обучения с правильным освещением и оснащенные необходимым материально-техническим обеспечением (доски, парты и стулья, соответствующие возрасту детей),

 - ноутбуки с аудио и видео воспроизведением,

 - наглядные пособия (плакаты с алфавитом, цветами, формами, днями недели, месяцами, карты англоязычных стран),

 - развивающие настольные игры на иностранном языке,

 - методически и дидактические материалы (учебные пособия, художественные книги на английском языке, карточки для изучения новых слов).

 

Используемые учебники и пособия 

Для реализации данной программы используются учебные пособия издательства Cambridge, серии Super Minds, авторов Пучта Херберт, Гернгросс Гюнтер, Люис – Джоунс Питер.

 Компоненты:

-      Учебник (Student’s Book)

-      Рабочая тетрадь (Work book)

-      Пособие по грамматике (GrammarBook)

-      Книга для учителя (Teacher’s Book)

-      Аудиокурс  для занятий в классе

В процессе обучения, ученики овладевают умением координированной работы со всеми компонентами учебно-методического комплекта

 

Ожидаемые результаты 

Ученик, окончивший курс по данной образовательной программе приобретет способность:

 - различать звуки и буквы английского языка;

 - воспринимать речь носителей языка на слух и соответственно на нее реагировать, с условием использования простых слов и выражений в пределах изученных тем;

 - владеть элементарным лексическим запасом в пределах изученных тем;

 - уметь строить простое предложение на английском языке;

 - задавать вопрос и отвечать на него;

 - уметь кратко передавать содержание прослушанного или прочитанного;

 - составлять краткое описание предмета, человека, животного (по образцу).

Контроль 

Для отслеживая результативности преподаватель может использовать:

 - контрольные задания и промежуточное тестирование;

 - мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося (анкетирование, ведение творческого дневника);

 - по желанию ученикам предоставляется возможность сдать один из экзаменов Cambridge English (Starters), соответствующий уровню знаний ученика по завершению прохождения программы*.

 

*01 сентября 2021 года лингвистический центр «Лексикон» заключил меморандум о сотрудничестве с представительством департамента экзаменов по английскому языку Кембриджского университета.

 

Виды контроля:

 - текущий контроль (с целью определения степени усвоения материала);

 - промежуточный контроль (с целью определения результатов обучения);

 - итоговый контроль (с целью определения изменения уровня знаний).

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года в лингвистическом центре:

 - начало учебного года – 01.09.2021;

 - окончание учебного года – 31.05.2022;

 - продолжительность учебного года (включая каникулярное время) – 52 недели.

Этапы образовательной деятельности на 2021-2022 учебный год

 

Компоненты образовательной деятельности

Группы второго и более года обучения

Группы первого года обучения

Начало учебных занятий

01.09.2021

01.09 – 15.09.2021

Продолжительность учебного года по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

36 недель

34-36 недель

Текущий контроль успеваемости

В течении года по учебному плану

В течении года по учебному плану

Окончание учебного года по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

31.05.2022

31.05.2022

Реализация дополнительных краткосрочных общеразвивающих общеобразовательных программ в летний период

07.06.2022 – 31.08.2022

07.06.2022 – 31.08.2022

Окончание календарного учебного года

31.08.2022

31.08.2022

Режим занятий в каникулы

Кроме праздничных дней учебные занятия ведутся в форме:

- мастер-классов,

- площадки выходного дня,

- конкурсов и других форм с учетом учебной нагрузки педагогов

Продолжительность учебных занятий

Учащиеся

- 7 лет – 1 академический час

- 7-10 лет – 1-1.5 академических часа

- 10+ – 1– 2 академических часа

 

Компоненты образовательной деятельности

Группы второго и более года обучения

Группы первого года обучения

Каникулы зимние

29.12.2021 – 09.10.2022

Каникулы летние

01.06.2022 – 31.08.2022

 

Режим занятий 

Продолжительность учебной недели – 7 дней (по расписанию).

Объем учебной нагрузки: 2 раза в неделю по 1 – 1.5 академических часа в зависимости от возраста ребенка.

В летнее время могут предлагаться группы «интенсив» 3 раза в неделю по 2 академических часа.

 

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному  руководителем Лингвистического Центра, перерыв для отдыха детей между каждым занятием не менее 10 минут (СанПин 2.4.43172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

 

Количество смен – 2

Первая смена: 09:00- 12:00

Вторая смена: 13:00 – 20:00

 

Начало учебных занятий: 09:00, окончание учебных занятий: 20:00.

 

Родительские собрания проводятся по усмотрению педагогов, но не реже 1 раза в год.

 

Регламент административных совещаний:

Педагогический совет – не менее 2 раз в год,

Производственное совещание – 1 раз в 2 месяца,

Совещание при директоре – 1 раз в 2 месяца,

Административный совет – 2 раза в месяц

 

Организация текущего контроля успеваемости – осуществляется в течении учебного года.

 

Зачисление обучающихся:

 - на первый год обучения до 1 октября текущего года,

 - дополнительный прием обучающихся – в течение учебного года при условии наличия свободных мест.

 

Учебно-тематический план и содержание программы

 

пп/п

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Друзья

5

1

4

2

В школе

4

1

3

3

Давай поиграем

3

0.5

2.5

4

Домашние животные

4

1

3

5

Время обеда

4

1

3

6

Свободное время

4

1

3

7

Старый дом

3

0.5

2.5

8

Пора одеваться

4

1

3

9

Робот

4

1

3

10

На пляже

3

0.5

2.5

11

Мой день

3

0.5

2.5

12

Зоопарк

4

1

3

13

Где мы живем

3

0.5

2.5

14

На рынке

4

1

3

15

Моя комната

3

0.5

2.5

16

Люди

4

1

3

17

Поехали!

3

0.5

2.5

18

Спортивный клуб

4

1

3

19

Планы на каникулы

4

1

3

210

Повторение

2

 

2

 

Итого

72

15.5

56.5

 

 

Название темы

Грамматика

Фонетика

Практика

Лексика

Дополнительные темы для общего развития

Друзья (Friends)

What’s your name?

I’m (Peter)

How old are you?

I’m (seven)

 

Говорение, слушание

Сопоставление

Песня: ABCsong

Приветствие

Цифры 1-10

Цвета

 

В школe (At school)

What’s this? It’s a (pencil)

Is it (a pen)? Yes, it is/No, it isn’t

Open your book, please

Звук/буква а

Чтение, аудирование, письмо и говорение,

Сопоставление,

Предположение и гипотеза

Песня: Whatsthis?

 

Предметы в классе вокруг тебя

Рисование, цвета

 Давай поиграем (Let’s play)

What’s his/her name?

His/her name is (Ben/Sue)

What’s his/her favorite toy?

How old is he/she?

It’s a (new kite)

It’s an (ugly monster)

Звук/буква e

Чтение, аудирование, письмо и говорение,

Анализ высказываний,

Сравнительное мышление

Песня: Whatsyourfavoritetoy?

 

 

Игрушки

Математика, танграммы

Домашние животные

(pet show)

 

The (lizard) is in/on/under the (bag)

I like/I don’t like (cats)

Звук/буква i

Чтение, аудирование, письмо и говорение,

Сопоставление,

Применение имеющихся знаний

Песня: Lookatthespiders

 

Животные

Камуфляж

Время обеда

(Lunchtime)

I’ve got/haven’t got a (sandwich)

Have we got any (cheese)?

Yes, we have/No, we haven’t

 

Звук/буква o

Чтение, аудирование, письмо и говорение,

Классификация,

Применение имеющихся знаний, предположение

Песня: Tommysinthekitchen

 

Еда

Фрукты и овощи

Свободное время

(Free time)

I (watch TV) on (Sundays).

Do you (play football) on the weekends?

Yes, I do/No, I don’t

Звук/буква u

Чтение, аудирование, письмо и говорение,

Объяснение и понимание

Песня: Itabusy, busyweek

 

Дни недели

Как быть здоровым

Старыйдом (The old house)

There’s a (monster)

There are (four cats)

Is there a (plane)?

Are there any (rats)?

How many (cars) are there?

Звук/буква h

Чтение, аудирование, письмо и говорение,

Описание картинок,

Применение имеющихся знаний, сопоставление

Песня: In my little house

 

Дом

Среда обитания

Пора одеваться

(Get dressed)

Do you like this (hat)/These (shoes)?

(Sandra)’s wearing (a blue sweater)

Is he/she wearing (a blue T-shirt)?

Yes, he/she is/No, he/she isn’t

Буквосочетания sp, st

Чтение, аудирование, письмо и говорение,

Объяснение визуальной информации,

Выбор информации,

Применение имеющихся знаний

Песня: Imacool, coolcat

 

Одежда

Материалы

Робот (The robot)

I can/can’t stand on one like

He/she can/can’t (skip)

Yes, I can/No, I can’t

Звук/буква g

Чтение, аудирование, письмо и говорение,

Решение проблем,

Определение

Песня: Canyouguesswhoweare?

 

Части тела

Скелет

Напляже

(At the beach)

Let’s  (play the guitar)

Where’s the (blue ball)?

Where are the (orange books)?

Буквосочетания ee, ea

Чтение, аудирование, письмо и говорение, толкование значения,

Объяснение визуальной информации

Песня: Letsgotothebeach

 

Праздники

География – погода на праздники

Мой день

(Daily routines)

There is/There are

Imperatives

Telling the time. Present simple, third person

 

 

 

 - What’s the time/What time is it? It’s……..o’clock

 - When do you (have lunch, dinner, etc.)?

At……o’clock

 - I get up /he gets up at……o’clock

 

Буквосочетания ee, ea

Чтение, письмо, аудирование, говорение,

логическое-математическое мышление,

классификация и умение выбирать

Песня: It’s three o’clock in the afternoon

 

 

Мой день

Часовые пояса

Зоопарк

(The zoo)

Likes/Doesn’t like

Does…like…?

 

…likes/doesn’t like (spiders)

Does (Mark/Emma) like (bananas)? Yes, he/she does

Буквосочетания ie и у

Чтение, аудирование, письмо и говорение

Применение имеющихся знаний о мире и животных,

Классификация и категоризация

Песня: The zebra likes sausages

Животные

Группы животных

Где мы живем

(Where we live)

Has…got…?

Prepositions

 

Has your town got a (swimming pool/movie theater/mall)?

Yes, it has/no it hasn’t

The (cinema) is between the (toy shop) and (Main street)

Буквосочетания tr, gr, dr

Чтение, говорение, письмо,

aудирование

Методы сравнения

Заострение внимания на визуальных деталях

Песня: Ourtownsgotalotofgreatthings

 

Места в городе

Города и искусство

На рынке (The market)

Would you like….?

Are there/is there any….?

 

Would you like a (tomato)/some bread?

Are there any (pears)?

Yes, there are/no, there aren’t

Is there any (bread)?

Yes, there is/no there isn’t any

Буквосочетания w, wh

Чтение, говорение, письмо,

aудирование

Сопоставление визуальной и письменной информации, применение имеющихся знаний

Песня: Would you like some fruit?

 

Еда

Еда и бактерии

Моя комната (My bedroom)

This, that these, those

Whose…this/these

 

I like this/that (book)

I like these/those (books)

Whose (socks) are these?

They’re (Fred)’s.

Whose (hat) is this

It’s (Mary)’s

Буквосочетание оо

Чтение, аудирование, говорение, письмо

Анализ

Размышление

Песня: Little Timothy McKane

Мебель

Переработка отходов

Люди

(People)

Am, is, are plus adjective

 

Are you (angry)? No, I’m (tired)/Yes, I’m (angry)

Our/Their birthdays are in (November)

Буквосочетания a-e, ai, ay

Чтение, письмо, аудирование, говорение

Объяснение и пояснение

Запоминание и пошаговая последовательность

Песня: Whosthatmanoverthere?

Лицо

Жизнь бабочки

Поехали!

(Off we go!)

I’d like to….

Verb +ing

 

I’d like to go to (Africa) by (plane)

What are you fdoing? I’m (fly)ing (a plane)

Буквосочетания u-e, ew, ue, oe

Чтение, письмо, аудирование, говорение

Предположение и соотношение,

проверка

Песня: It’s a big wide world out there

Транспорт

Измерение

Спортивный клуб

(Sports club)

 

-ing forms

like +ing

 

(Flying a kite)’s difficult

What sport do you like doing?I like (swimming) So do I/I don’t

Буквосочетания о, oo, o-e

Чтение, письмо, аудирование, говорение

Сравнение и оценка, выбор

Песня: Playing tennis is great fun

Спорт

Дыхание

Планы на каникулы

(Holiday plans)

Can for requests

Повторение

 

Can I/we (go horse riding)

(tomorrow morning)

Буквосочетания z, s

Чтение, письмо, аудирование, говорение

Сопоставление текста с визуальной информацией

Песня: It’s time for a holiday

Каникулы

Литература/ Сказки